Свершилось! Кто-то, наконец, потянул за краешек суперменского плаща. Герой комиксов DC, который воспарил к своему столь высокому статусу в поп-культуре еще в 1938-м (и в этом году он отмечает 75-летний юбилей), на сегодняшний день испытывает отчаянную потребность опуститься-таки с небес на землю.
Его не просто пули не берут, он сам быстрее пули. И даже если он не успевает спасти день — как это было показано в классическом фильме 1978 года — он может раскрутить планету в обратную сторону вокруг оси и таким образом повернуть время вспять. Мы всегда болели за него, но мы никогда не ощущали его реальным. Так как же можно улучшить персонажа, единственный недостаток которого — полное совершенство? Это был ключевой вопрос, стоящий перед создателями фильма «Человек из стали», который стартует в кинотеатрах России 20 июня.
Заново создавая для нас эту историю, сценарист, продюсер, режиссёр и даже актеры были вынуждены мыслить как настоящие суперзлодеи, выискивая уязвимости и слабые места Супермена, установив при этом для себя ключевое ограничение:
— Я буду с вами откровенен: криптонита в фильме нет, — говорит режиссёр Зак Снайдер. Использовать эти светящиеся зеленые космические камни — единственную серьезную слабость Супермена, по его мнению, было слишком просто и предсказуемо. Это выглядит как сильно преувеличенная аллергия.
Поэтому они выбрали более неожиданный, более человеческий подход, обратив свое внимание на внутренние терзания и сомнения, которые скрываются за внешней совершенной и пуленепробиваемой оболочкой Кларка Кента.
— Тому, кто имеет такую силу и ответственность, найти ответы на обычные человеческие вопросы будет намного труднее, — говорит Генри Кэвилл, 29-летний темноволосый голубоглазый британский актер, которому выпала честь воплотить образ Супермена на этот раз. — Хотя он и не обладает физическими недостатками, присущими людям, он, безусловно, подвержен эмоциональным слабостям.
— Это как будто психологический криптонит, — добавляет Зак Снайдер.
Рефлексия, сомнения и одиночество — весьма рискованные ингредиенты для футуристичного блокбастера с бюджетом в 175 миллионов долларов, который считается самым ожидаемым фильмом этого лета. Еще ни в одном проекте, на который возлагали такие огромные ожидания, не было задумано насколько серьезной переоценки ценностей. С самого начала руководство Warner Bros. знало, что после «Возвращения Супермена» 2006 года режиссера Брайана Сингера (который в будущем работал над перезапуском «Людей Икс»), оказавшегося скорее псевдо-сиквелом фильмов Кристофера Рива 70-80-х годов, они не могут позволить себе еще одной осечки с этим персонажем.
— Если вы собираетесь серьезно переосмыслить что-либо, вам придется взяться за это так, чтобы в итоге оно выглядело свежим и непохожим на то, что было ранее, — говорит Джефф Робинов, президент Warner Bros. Pictures Group. — С «Возвращением Супермена» мы приняли сознательное решение продолжить то, что было в прошлом, и в итоге он не вышел на тот уровень, который мы ожидали.
Идея «Человека из стали» первоначально появилась у Гойера еще когда тот работал над сценарием фильма «Тёмный Рыцарь: Возрождение легенды», и он поделился ею с Ноланом. Они задумали загнанного, опасающегося всего и вся Супермена — такого, который даже не отождествляет себя со столь грозным именем, а всего лишь пытается найти свое место на этой чужой для него планете.
— Я сказал Крису: «Одно дело — расти среди людей, понимая, что ты не такой, как они, пусть даже ты и превосходишь их во всём, но совсем другое дело — надеть костюм супергероя, выйти к людям навстречу и сказать, мол, я — Супермен!», — объясняет Гойер. — Подумайте, зачем бы ему это делать? Нам пришлось придумать причину, почему он стал тем, кем стал, но до того ему еще предстоит решить свой внутренний конфликт: может ли он, а главное, должен ли он это делать?
В видении фильммейкеров героическая сущность Кларка Кента проявит себя в полной мере только тогда, когда угроза будет достаточно велика. Эта угроза должна стать глобальной — такой, чтобы помочь герою решить конфликт внутри себя и найти ответ на вопрос, считает ли он планету Земля своим миром, подсознательно желая при этом оказаться среди подобных себе.
— Вы хотите представить публике грандиозное зрелище. Вы хотите, чтобы они пошли смотреть кино, ели попкорн и вздыхали: «Вау!», — говорит продюсер «Человека из стали» Чак Ровен, который так же работал в свое время над «Темным Рыцарем». — Но одного «вау» недостаточно. Вы хотите зацепить их эмоционально. Потому что если у вас будет одно лишь «вау», вас в конце концов побьют за это.
Другими словами, если герой должен быть сметён локомотивом в уличном бою с некими противниками с Криптона, зрители должны более переживать за героя, чем за нанесенный городу ущерб.
Главным злодеем создатели фильма назначили Генерала Зода (в исполнении Майкла Шеннона), криптонского тирана, жаждущего поработить мир. Зод Теренса Стампа в «Супермене II» был хладнокровным военачальником, но Шеннон видит своего персонажа более расово нетерпимым.
— На самом деле он в некоторой степени неравнодушен ко всем, кто принадлежит к цивилизации Криптона, включая Супермена, — объясняет Шеннон. — В действительности у него нет никаких злых намерений по отношению к нему, он просто хочет, чтобы он был патриотом.
То есть встать на сторону Зода, вместо того, чтобы защищать слабаков с Земли? Ну да, защищать тех самых слабаков, которые вырастили и воспитали его, а также всех остальных, которые до сих пор не имеют понятия, кто он есть на самом деле. Не самый легкий выбор. Особенно для парня, который до этого момента вообще не представлял себя героем.
Вдобавок к тому, чтобы сделать Супермена более одушевленным и проблемным персонажем, «Человек из стали» обновит и его внешность. Локон на лбу, яркие цвета костюма и красные трусы с желтым поясом остались в прошлом.
— Решение отказаться от трусов поверх костюма было принято в результате жарких споров, — рассказывает Дебора Снайдер, которая является продюсером фильмов её мужа. — Это смешно, но мы очень старались сохранить их. Зак стоял на своем до последнего. Костюм должен был быть полностью узнаваемым, но всё же история должна жить.
Кроме того, новый фильм объясняет облегающий костюм как часть криптонской военной культуры.
— Все доспехи на Криптоне надевались на подобный костюм, — объясняет Дебора Снайдер. Но Супермен покинул Криптон во младенчестве, и на Земле у него не оказалось криптонской брони, что делает его практически беззащитным перед лицом вооруженных криптонцев.
Тому, кто имеет такую силу и ответственность, найти ответы на обычные человеческие вопросы будет намного труднее. Хотя он и не обладает физическими недостатками, присущими людям, он, безусловно, подвержен эмоциональным слабостям.
А что же насчет того легендарного прибытия с Криптона? «Человек из стали» сохраняет канву оригинальной истории происхождения Супермена, при этом добавив пару неожиданных поворотов сюжета. Джор-Эл (роль которого унаследовал от Марлона Брандо Рассел Кроу) всё так же спасает своего маленького сына, отправляя его с гибнущего Криптона в межзвёздное путешествие на Землю. Но в этой версии дети на Криптоне не рождаются — они создаются путем генной инженерии.
— Людей на Криптоне специально «программируют» от рождения воинами или учеными или кем-либо еще, и это одна из проблем, показанных в фильме — природа или воспитание? — рассказывает Гойер. Но Кал-Эл — уникальный ребенок среди криптонцев, потому что он был зачат естественным путем, без каких-либо генных манипуляций, предопределяющих его жизненный путь, и это делает его существование незаконным на Криптоне.
На Земле его корабль приземляется на поле Кентов (роли которых исполняют Кевин Костнер и Дайана Лейн), доброй семейной пары канзасских фермеров. Они без лишнего шума решают усыновить мальчика и воспитывают его в рамках своих американских ценностей, определяющих пути, которыми он будет действовать, когда настанет пора использовать свою супер-силу. Но в то же время они учат его и другому: опасению.
— Там есть сцена, где Па Кент говорит буквально: «Не важно, что за ситуация, даже если я в опасности, ты не можешь раскрыть себя перед миром, потому что он не готов принять тебя», — говорит Зак Снайдер. — Он не может дать сдачи, как нормальный мальчишка. Он как будто оказался в своеобразной ловушке: «Я должен принять этих людей такими, какие они есть, и позволять им делать со мной всё, что они хотят, и я должен научиться подставлять другую щеку и быть таким, каким меня хотят видеть мои родители». Это приводит к тому, что Кларк с юных лет вынужден вести кочевую жизнь, потому что порой он теряет свою сдержанность, чтобы спасти человека в беде или покарать бандита.
И хотя мало кто из нас может прочувствовать, что значит летать, видеть сквозь стены или разбивать грузовик ударом кулака, Кэвилл полагает, что большинству зрителей знакомо чувство потерянности в какой-то момент жизни.
— Представьте, каково это быть таким, как Кларк Кент/Кал-Эл, чувствовать себя чужим даже среди тех, кого ты любишь, никогда не развивать отношения с людьми, боясь, что они обнаружат, насколько ты отличаешься от них, — объясняет Кэвилл. — Даже ты сам не до конца понимаешь, кто ты. Это просто одинокое существование.
Его слова подводят нас к другому ключевому персонажу в мифологии Супермена: Лоис Лэйн (роль которой исполняет Эми Адамс), которая одновременно представляет угрозу и любовный интерес для главного героя в «Человеке из стали». Бесстрашная журналистка Daily Planet (её босса, Перри Уайта, играет Лоуренс Фишбёрн) охотится за репортажами о таинственном незнакомце, который совершает подвиги, проявляя сверхчеловеческую силу.
— Она очень импульсивна. Она в любой момент готова собрать вещи и уйти в ответ на малейшее замечание, — говорит Адамс о своей строптивой журналистке, подмечая общие черты между Лоис и Кларком. — Я думаю, что эта её сторона определенно может быть соотнесена с тем, каким она видит Супермена — не имеющим никаких привязанностей, не идущим на доверительные отношения.
Не будет большим спойлером сообщить, что постепенно Лоис начинает видеть в нём нечто большее, чем просто отличную историю для первой полосы.
— В итоге она спасает его, — говорит Дебора Снайдер.
А «Человек из стали» может в итоге спасти киновселенную комиксов DC. Обновленным Суперменом Warner Bros. надеется заложить мощный фундамент для запланированной «Лиги Справедливости», которая соберет команду самых популярных героев DC, а затем, возможно, перезапустить несколько новых франшиз.
— Этот фильм задаёт тон всем последующим фильмам. «Человек из стали» — это, определенно, первый шаг на большом пути, — говорит Робинов. — «Тёмный Рыцарь» Нолана был сознательно спозиционирован как самостоятельная трилогия. Мир фильма заметно изолирован, в нём нет никаких намёков на существование других супергероев. «Человек из стали» / #ManOfSteel не так закрыт. То, что сделали в итоге Крис и Зак в фильме, легко позволяют ввести в тот же мир других персонажей.
Будет ли «Человек из стали» иметь отсылки к коллегам главного героя из «Лиги Справедливости», таким, как Вандер-Вумен, Аквамен или, может быть, сливаться с миром нолановской трилогии о Бэтмене?
— Я был бы рад ответить на этот вопрос, но я полагаю, для зрителей было бы лучше самим посмотреть на это своим внимательным взглядом и найти в фильме то, что они смогут найти, — отвечает Гойер.
Иными словами, фаны должны развить собственное супер-зрение.