Фильм, снятый по одноименному бестселлеру Джеймса Дашнера, оказался на гребне волны увлечения молодежными антиутопиями. После «Дивергента» и «Посвященного» «Бегущий» прекрасно вписался в клише.
Начинается картина бодро, таинственно и многообещающе. Испуганный подросток (Дилан О’Брайен) очухивается в лифте, который открывает свои двери в совершенно незнакомый мир. Что ещё хуже, парень не может вспомнить о себе ничего, кроме имени — Томас.
Начало чем-то напоминает «Повелителя мух» Голдинга. Посреди небольшой площадки с водоемом, посадками и лесом разбит лагерь под названием Глейд, а вокруг — высоченная стена, за которой гигантский Лабиринт, населенный чудовищами-гриверами. Никто, как и Томас, не знает, где они, зачем и почему.
Каждое утро ворота открываются и группа сильных и выносливых бегунов — элита местного сообщества — отправляется в каменные дебри искать выход. И так — 3 года подряд. На одной надежде.
Теперь Томасу придется найти свое место в этом сообществе и научиться жить заново: в новой среде со строгой субординацией и Правилами. Мир и порядок в Глейде, населенном подростками исключительно мужского пола поддерживает мудрый «правитель» Алби (Амл Амин) и его помощник Ньют (Уилл Поултер).
По законам жанра, с прибытием Томаса размеренной жизни дикарей приходит конец. Создатели фильма закручивают классический конфликт: жить по-старому и не высовываться... или бросить вызов системе и, презрев опасность, вырваться из Лабиринта.
Когда в очередной раз лифт привозит девушку (правду говорит морская примета: баба на корабле — к беде) с зажатым в руке посланием «Она — последняя», становится ясно: система окончательно дала трещину.
Где-то до середины фильма наблюдать за происходящим действительно интересно: взаимоотношения героев и их поведение в сложившейся ситуации более чем правдоподобны, громадный Лабиринт — впечатляет, а сражения с гриверами поддерживают должное напряжение в зале.
Когда же постепенно начинают открываться причины происходящего... становится дурно. Стройный и добротный сюжет проваливается в бездну бреда. Какие-то коварные ученые, бесчеловечный эксперимент над подростками ради изучения их реакции... И всё для того, чтобы (простите за спойлер) найти лекарство от какой-то странной болезни, охватившей истерзанную природными катаклизмами умирающую Землю.
Блинский блин, разве средство от гриппа изобрели, отправив больных бегать марафон? И почему надо строить махину Лабиринта и изобретать монстров, когда, казалось бы, логичнее и дешевле брать анализы и тестировать вакцины?
На последней трети хронометража хочется махнуть на всё рукой и выйти из зала. Но теплится надежда, что местная «железная леди» из зловещей организации ПОРОК наконец-таки даст логическое объяснение. Зря. Она лишь намекает на неизбежность второй части.
Кто виноват в подобном бедламе? Может, не слишком опытный режиссёр Уэс Болл? Или неумелые сценаристы, среди которых затесался сам автор романа? А вдруг первоисточник слаб?
Фильмец явно нацелен на аудиторию от «12+» до «20-»: мальчишечьи разборки, ноль секса (даже девушка в исполнении Каи Скоделарио не способна привнести половое «напряжение» в сообщество одичавших парней) и, конечно, презрение к здравому смыслу — всё это схавает с удовольствием лишь неискушённое юношество.
Оценка редакции: 6 из 10
|