Перфекционисту, одному из самых колоритных и высокопочтенных представителей кинематографа конца 90-ых, вопреки многочисленным мнениям, удалось снять безмерно превратный и остроумный фильм, который притворяясь детективным триллером, оказывается нервощипательной издевкой, глумлением над явлениями и ситуациями, регулируемыми обществом.
Финчер, еще давным-давно рассматривающий химию отношений между полами, казалось бы, вновь дарит умиротворенное, до блеска выверенное кино, которое неспешно движется к смертоносному финалу. Такой была «Девушка с татуировкой дракона», имеющая аналогичность с новой картиной. В суровых нордических условиях исчезла светловолосая девушка, расследование дела которой досталось журналисту с помощницей, чьи отношения стали целым гендерным переворотом. По иронии, мужественный Бонд превратился в мягкотелую и беспомощную девицу, а загадочная отчужденка стала воплощением мужественности, суровости и абсолютной решительности. Здесь же, вновь исчезает светловолосая и неописуемо привлекательная женщина, вот только объектом переворота становится не столько устоявшиеся половые символы, сколько брак во всей своей неработоспособности и разрушительности. Всю официальность отношений, не обладающих склонностью к доверию и компромиссу, а предстающих как ложную имитацию, Финчер собирает в целую саркастическую метафору.
Объектом сатиры и издевательств становится не только вышеописанное явление, а сам факт существования в информационной и высокотехнологичной эпохе, чья система также бездейственна и неплодотворна. Здесь же, заметны нотки «Социальной сети». Это неудивительно, ведь мотивы автора зачастую пересекаются, пусть и выглядят в несколько ином ключе.
Как уже было сказано, «Исчезнувшая» далека от традиционного представления о триллере, а в особенности о детективе. Присмотревшись внимательно, сразу станет очевидным тот факт, что Финчер не снимал картины, полноценно заключенные в детективный жанр. В «Se7en» убийца самовольно сдался полиции, в «Зодиаке» и вовсе нарушены детективные каноны, требующие непосредственно разоблачения и триумфа над маньяком. В «Исчезнувшей» есть примечательная пара следователей, которые канонично противостоят друг другу в суждениях и понимании произошедшего. Затем, оказывая сопротивление жанру, детективы и вовсе становятся неприятными глупцами как и все лица, фигурирующие в кадре. При всей смелости, «Исчезнувшая» оказывается злободневным диагнозом и насмешкой в сторону ложной официальности, под которой подразумевается брак, воздействие полиции, работа средств массовой информации, а также восприятие и оценка человека.
Столь громкое и масштабное заявление подано в форме неторопливого и медитативного фильма, который сопровожден расслабляющими композициями. Затем, немаловажна приглушенность, слабая освещенность, неоднократно встречающаяся в работах 52-летнего автора. Меланхоличность, уравновешенность уже давным-давно стала визитной карточкой режиссера равно как и социально-психологический анализ людей, создающих собственную, альтернативную реальность. Они её рождают, так как не находят в себе силы и желания приспособиться к настоящей (Тайлер Дерден, Николас Ван Ортон, Марк Цукерберг). Таким же бунтарем становится и Эми, решившаяся кардинально изменить правила несправедливой и унизительной для неё игры. Элегантная, дьявольски притягательная и остроумная Эми, на пару с мужем Ником символизируют беспрерывную вражду, кровопролитное противостояние полов, встречающееся во многих сферах жизнедеятельности.
Финчер зрит в самый корень и находит наиболее изящный и увлекательный инструмент для запуска напряженной игры, которая так страшна и одновременно смешна. Настолько хладнокровна, выверена, откровенна и жестока, что будоражит сознание, собственный взгляд на взаимоотношения между полами. И, наконец, возбуждает желание вскрыть черепную коробку с целью найти ответы на интересующие вопросы.
Оценка редакции: 9 из 10
|