Автор: Евгений Нефёдов
«Изгой-один: Звёздные войны. Истории» не был самым желанным на свете проектом для фанатов Star Wars, о котором бы они всегда мечтали и грезили, но однозначно стал самым интригующим событием не только для поклонников этой огромной и многообразной вселенной, но и для поклонников кинематографа в целом. В одночасье лента обрела статус одного из самых ожидаемых фильмов 2016 года по факту одного лишь объявления проекта, заодно являясь и его эпичным блокбастерным завершением.
Возрожденная серия триумфально вернулась в прошлом году, пробив на слезу миллионы людей по всему свету чувством ностальгии по любимым лентам детства, но и параллельно породила несколько неловких ситуаций связанных с тем, что новая часть ничего во вселенную не привносила, скромно пройдясь по основным пунктам классической трилогии, словно это ремейк. С этим и была связана главная интрига первого звёздного спин-оффа, ведь только заявленный сюжет разрывал шаблон, окончательно добив уже успевших упасть в шоковый обморок фанатов известием о том, что привязанный к фильму верховный главнокомандующий Гарет Эдвардс собирается снять ни много ни мало военную картину, что во многом разнится с духом не только оригинальной трилогии, но даже лукасовских приквелов.
Удалось ли автору грандиозного «Годзиллы» приятно удивить? Без всякого сомнения. По его первому крупнобюджетному проекту уже было ясно, что режиссёр без труда сможет наполнить ленту мрачной атмосферой, настроив на серьезный лад. Вопрос состоял только в том, насколько ему далеко удастся зайти, но внимательные кураторы Disney не позволяли перегнуть палку и это местами очень чувствуется. К сожалению, моментами подобное начинает вести фильм по лезвию бритвы.
Никогда еще война не была столь реалистичной, подробной и правдивой в «Звёздных войнах». Все серьезно: политические заказные убийства, расстрелы паникеров, шпионаж и вызванная им паранойя, жесткая дисциплина, доходящая до тоталитарной диктатуры — только этого было бы достаточно, чтобы поразить, ведь ранее подобное скорее проговаривалось в слух или подразумевалось, чем демонстрировалось на экране. Но основная соль не в этом. Вы могли подумать, что перечисленные пункты касались Империи, но нет — это суровая реальность и трудовые будни повстанцев, противостоящего межгалактической империи Альянса сопротивления. Впервые повстанцы предстают не в белоснежном идеализированном виде, а запачканными в крови. Конечно, они борются за правое дело, куда без этого. Но главная героиня, которая не испытывает энтузиазма помогать повстанцам, как бы намекает.
К сожалению, с закрытием арки персонажа Фореста Уитакера, концентрированная подача темы прекращается. Может быть слишком резкий поворот (уместнее сказать даже переворот) в подаче «Звёздных войн» мог вызвать неприятие консервативной части поклонников, а может просто не было желания чересчур травмировать детей, лишая их иллюзий, но чем дальше, тем виднее неестественное стремление фильма выдать себя за приключения, насильно сбивая эмоциональный градус от особо чувственных моментов (музыка играет против картины, например), но тщетные попытки лишь смазывают общий тон, но не меняют ленту. Это оставляет неприятный осадок, но который есть чем искупить.
Во-первых, Гарет Эдвардс абсолютно гениальный визионер, каждый кадр превращающий в законченную картину, которую можно вырезать из фильма и повесить на стену. Как и «Пробуждение силы», «Изгой-один» не балует зрителя особо экзотическими локациями, но даже вполне обычные пейзажи в руках Эдвардса становятся невероятно футуристическими, наполняя экран магией, от которой исходит фэнтезийный дух, из-за которого франшизу всегда был соблазн поставить в ряд не с лучшими представителями научной-фантастики, а с картинами жанра фэнтези. У Абрамса же подобные недостатки искупались всего лишь усиленным драйвом всего действия, с которым и у Гарета все в порядке. И это особо любопытно, ведь во многом основные составляющие одни и те же, но вряд ли кому-то захочется после «Изгоя-один» тяжело вздохнуть, уныло произнеся: "Снова «Звезда смерти»".
Во-вторых, Эдвардс мастерки ставит экшен, да так, что его видение не перепутаешь с почерком другого режиссёра, что как раз будет к вопросу о драйве, например. Поразив съемкой в «Годзилле» с уровня людей, повышая тем самым масштабность, он идет дальше, прокачивая свой практически документальный стиль съемки, заставляя поражаться вполне привычным для фаната Star Wars вещам, вроде имперского бронированного транспортного вездехода AT-AT. Неудивительно, что именно Эдвардса выбрали постановщиком «Изгоя», со всей его проявленной любовью и трепетом к военной технике в «Годзилле». Легкая тряска камеры оператора добавляет реализма, служа интересным дополнением и помогая воспринимать кино как репортаж с реальных боевых действий. Только это совсем не тот стиль, который любили применять в боевиках последних лет, раздражая тем, что из-за тряски, которая должна была якобы усилить динамику, ничего невозможно рассмотреть. Нет, тут это всего лишь штрих.
Интересными ракурсами поданы не только наземные бои, но и воздушные, которые напоминают о лучших экшен-эпизодах фильмов Лукаса, но не являющиеся его копией. Удивительно умение соединить оригинальный концепт и стандартный классическим в едином танце, то чередуя приемы от лучших моментов фильмов Star Wars с абсолютно новым стилем съемки.
В такие моменты часто хочется аплодировать стоя, но прерывающиеся сцены активного действия, которые должны быть передышкой для зрителя, частенько умудряются увлекать не меньше, но, увы, так не всегда, ведь сюжет довольно не изобретательный и изобилует тонной клише и шаблонов, от которых теряется эффект пламенных речей персонажей. Сценаристам больше удается говорить на отвлеченные темы, не связанные с основным действием или с "фан-сервисом", который должен усилить духовную связь с остальными фильмами, а это составляет львиную долю всей картины.
Но даже без этого, выезжая на одном визуальном ряде, эпизоду, который вовсе и не эпизод, удается выбиться в ранг чуть ли не самых лучших частей кинематографической вселенной «Звёздных войн».
Как бы не абсурдно звучало, сценарий и ставящая подножки музыка не может победить монументальность третьего акта, но явно лишает его высочайшего эмоционального задела. Впрочем, Эдвардс снова знает чем возместить потери, поэтому всех зрителей без исключения ждет грандиозный финальный аккорд, сравнимый с самым сильным фрагментом из прошлого фильма режиссёра, когда Кроль всех монстров извергает атомный луч (тут без своеобразного луча тоже не обошлось).
В конечном счете, «Изгою» удалось то, что не удалось главной кинематографической ассоциации последних лет, возникающей от всего увиденного — второй «Сойкой-пересмешницей». Оба фильма очень депрессивные и хотят казаться безрадостными (но с долькой надежды), но только одному из них удалось стать эпичнейшей конечной битвой для всех персонажей.
Ставки повышаются, авторитет восстанавливается. Сердце замирает в ожидании восьмого эпизода — превзойти такую эпопею будет трудно.
9 из 10.
Кино рекомендовано к просмотру только на самом большом экране, желательно в формат IMAX. Редкая красота уже наводнила все кинотеатры страны и мира. Спешите присоединиться к далекой-далекой галактике уже сейчас.
|