Дебютная работа Мэтта Росса на режиссёрском мостике определенно удалась. Из «Капитана Фантастика» получился на удивление отличный фильм, где сочетаются совсем несочетаемые вещи. Здесь мы видим чудесную драму, на десерт к которой подаётся сатира как на главных героев, так и на современное общество, государственный аппарат, религиозные догматы.
Отец и его шестеро детей живут в лесу, практически не имея никакой связи с обществом. Заботливый папочка учит детей выживать в диких условиях, преподаёт им весь спектр гуманитарных и технических наук от обществознания до квантовой физики, при этом внушая им идеи социализма. Итак, нашему отцу-идеалисту и его детям всё же предстоит столкнуться с цивилизованным миром с целью организации похорон недавно умершей матери, но не традиционных католических, а буддистских, о коих и написала в своём завещании покойная.
Здесь-то и начинается самое интересное. Дети, воспитанные в диких условиях, сталкиваются с названиями вроде «Найк», «Адидас» или «Кока-кола», знакомятся с видеоиграми и сериалами. Они идеально воспитаны, отлично образованы, способны наизусть зачитать Билль о правах, но выглядят при всём этом крайне глупо и забавно. А зритель ставит фильм на паузу и начинает размышлять:«Действительно ли подобное воспитание идеально? Действительно ли игра главного героя в подобный эксперимент стоит свеч?».
На этом проблематика фильма не заканчивается. Посмеялись над героями, давайте посмеемся и над собой. Общество Мэтт Росс выставляет далеко не в лучшем свете. Всех американцев здесь мы видим «жирными» и ленивыми, да и над церковью наши герои тоже вдоволь забавляются. Чего только стоит сцена прощания с умершей и замечание отца в адрес своей дочери за смех над людьми:
«Смеяться над людьми нельзя, но над христианами — можно»
Зрителю важно понимать, что это не конкретное высмеивание религии или нашего образа жизни, а лишь демонстрация точки зрения главных героев. Это одна из чудесных особенностей «Капитана Фантастика» — никому ничего не навязывать, а показывать конфликт с разных сторон, оставляя решающий выбор за зрителем, который в очередной раз нажмёт на паузу и скажет своё «Да брехня всё это!» или «А ведь и вправду так!».
В фильме имеет место быть и проблема семейных взаимоотношений, ведь находится мальчишка, который смело заявляет:«Почему мы не можем праздновать Рождество, как все нормальные семьи?». Здесь мы видим подростковый протест, переходящий в вопрос воспитания и внутреннего семейного конфликта, а эта тема, пожалуй, всегда будет актуальна.
Разумеется, при должном желании в фильме можно найти множество небольших сюжетных недочётов, придраться к далеко не идеально раскрытой мотивации героев в тех или иных поступках. Фильм не может похвастаться великолепной операторской работой и мельчайшим вниманием к деталям. Однако эти не столь существенные минусы вдвойне окупаются безупречной игрой Вигго Мортенсена в роли отца шестерых детей, ну и самих детей — они постарались на славу. Порадовал и подбор саундтреков к фильму.
Таким образом, Мэтту Россу удалось снять чудесную драму, наполненную отличным юмором и серьёзной и актуальной проблематикой социального аспекта. «Капитан Фантастик» определенно заставляет зрителя задуматься, сделать выбор, решить, как бы поступил он на месте главного героя, а подобное активное зрительское соучастие — огромная заслуга режиссёра. Не зря фильм получил приз в Каннах. Жаль, что подобное американское независимое кино можно посмотреть далеко не во всех кинотеатрах.
Обязателен к просмотру!
|