Майкл Манн — один из тех режиссёров, что сумели добиться успеха в коммерческом кино Голливуда, и сделать себе имя одним — двумя фильмами. В дальнейшем его творчество неоднократно подвергалось критики, а гениальность как режиссёра и сценариста ставилась под сомнение. Но по прежнему, к каждому новому проекту за его авторством закреплено зрительское ожидание и внимание критиков и журналистов. Снимает в последние годы Манн не часто, а потому по его лентам зрители и критики успевают соскучится. Последний раз это был «Джонни Д» — криминальная драма об охоте на легендарного грабителя банков 30-ых Джона Диллинджера. Было это уже в прошедшем десятилетии, в 2009-ом году. И вот, более 5-ти лет спустя Майкл Манн возвращается с новым, несколько необычным для человека его возраста (как ни как -71 год!) проектом -триллером про хакеров и кибернетические атаки.
Прежде стоит отметить тот факт, что картину Манна по сложившийся традиции опять разругали. Критики очевидно выпроваживают пожилого режиссёра на пенсию, а зрители дружно игнорируют премьеру (не смотря на то, что главную роль в фильме исполняет Крис «Тор» Хемсворт). Жалкие мировые сборы в первые дни проката позволяют сделать неутешительные выводы. Во-первых, «Кибер» (такое название новый триллер Манна получил от отечественных прокатчиков) скорее всего провалится в кинопрокате, да и врятли кому будет нужен потом на видео. Во-вторых, похоже большая карьера Манна на этом высокобюджетном проекте закончилась (стоил фильм более 70 миллионов $). Как ни как, а возраст у режиссёра уже преклонный, поэтому вероятность появления новой его картины спустя лет 10 — маловероятна. А прогоревшие на «Кибере» продюсеры врятли вновь доверят «деду» большие деньги. И исходя из всего этого, можно рассматривать данный фильм как прощальное творение мастера. Откровенно говоря — на абсолютный шедевр жанра (как та же, ставшая уже классикой «Схватка») лента не тянет. Но и в провал её, на мой взгляд не запишешь. Вернее всего будет назвать новый фильм Манна -весьма крепким середнячком, стоящим внимания зрителей жанровым продуктом. Со временем фильм может стать культовым, хотя так же может и забыться, как многие фильмы о хакерах и компьютерных преступлениях (скажите, кто сегодня помнит «Сеть» с Сандрой Баллок?). Но на сегодняшний день «Кибер» — компетентная режиссёрская работа, интересное, и я бы даже сказал — захватывающее кино. Кино, как обычно у данного автора — о противостоянии личностей. Вот только на этот раз второй субъект, именуемый в дальнейшим как «Игрок» до поры до времени не известен…
Некто организовывает при помощи компьютерного вируса -программы взрыв на китайской АЭС, и искусственное повышение цен на соевые акции на бирже. АНБ установило, что это один человек. Американская и китайская силовые структуры, занимающиеся компьютерной безопасностью, начинают совместную операцию по поимке «Игрока». Для этого, по рекомендации китайского специалиста Чена, им необходима помощь гениального хакера — Ника Хэтуэйя, отбывающего срок за интернет-кражу у банка 46 миллионов $. Естественно, Ник соглашается помочь властям, но только в обмен на желанную свободу. Так начинается игра в кошки-мышки с таинственным, умным, организованным и хладнокровным противником. Ставка в этой опасной игре не только свобода героя, но и его жизнь. Так как «Игрок» затеял что то очень грандиозное, и не намерен терпеть вмешательство в свои преступные планы…
По сути структура фильма повторяет сюжетную концепцию «Шакала» -триллера про охоту на всемирно-известного террориста, только там шло открытое противостояние «плохого» Брюса Уиллиса и «хорошего» Ричарда Гира. Здесь же «Игрок» остаётся долгое время за кадром, так, что на какое то время подозревать в злом умысле начинаешь не только капитана Чена, но и самого Хэтуэйя (благо он виртуозный хакер, и по ходу фильма проворачивает несколько компьютерных финтов). Особо заострять внимание на исходе конфликта я не стану, в противном случае смотреть картину будет не так интересно. Скажу лишь, что сценарист Морган Дэвид Фёль дебютировал в большом кино на уровне. Многие критикуют ленту за обилие профессиональных хакерских терминов, мол -это загружает зрителя бесполезной информацией. Отчасти это так, но не будь в устах таких персонажей подобных диалогов и «специфических» терминов, то картина воспринималась бы значительно хуже в плане реалистичности происходящего, а следовательно — потеряла бы и в драматургии. На мой взгляд проблема фильма совершенно в другом. Она в том как он снят. Не то, что бы операторская работа проделанная Стюартом Драйбёргом (между прочим оскаровским лауреатом за «Пианино») плоха. Снято всё замечательно: панорамные виды мегаполиса, улицы с потоками машин и скоплениями народа, стеклянные небоскрёбы, дальние, средние и крупные планы, интересные ракурсы и прочее — всё здорово. Просто снят фильм, преимущественно на столь полюбившиеся Манну цифровые камеры, которые придают фильму реалистичности, но в тоже время из за этого возникает ощущение, что ты смотришь на большом экране некий ТВ-сериал, а не Голливудское, крупнобюджетное кино…
Что же до задействованных в картине актёров, то все они справились с задачей. Даже Крис Хемсворт весьма отдалённо похожий на гениального хакера сумел, что называется «продать героя», заставить поверить в его существование. Прочие: Ван Лихом (Чен), Тан Вэй (Лин -сестра Чена, с которой у Ника завязываются романтические отношения), Виола Дэвис (офицер Баррет) и Холт МакКэллани (офицер Джессон) — также создали запоминающихся героев. Отдельно выделю Ричи Костера, который сыграл нанятого «Игроком» «солдата удачи» -Кассара. Из него действительно получился опасный и жёсткий противник…А сняты имеющиеся в ленте драки, погони и перестрелки, как всегда у Манна — предельно достоверно, в «грязном», реалистичном стиле. К тому же, звук записан так здорово, что от каждого выстрела вздрагиваешь, как от настоящего. Видно, что режиссёр не забыл фирменную манеру съёмки экшен эпизодов, и это не может не радовать. Всё вместе, вкупе с напряжённым саундтреком от композитора Гарри Грегсона -Уильямса создаёт атмосферу остросюжетного фильма, смотреть который, наблюдая за развитием линейного сюжета — одно удовольствие. Мне новый фильм Майкла Манна, в отличии от многих понравился. Думаю, что даже пересмотрю его когда не будь в будущем. А пока:
Оценка редакции: 7 из 10
|