Прошло 15 лет с момента выхода первой части трилогии Сэма Рэйми про Человека-паука. 15 лет, как бы не казалось, не такой долгий срок, учитывая утомленный занудный тон и массовый фэйспалм фанатов, когда им пришлось услышать про уже третий за этот срок перезапуск истории дружелюбного соседа.
Отдельной обидой было и то, что с каждым разом новый фильм о Человеке-пауке привносил всё меньше как в развитие кинематографа, так и лично истории героя, совсем став бессмысленным, беззубым и пустым развлечением, что вылилось в дилогию режиссёра Марка Уэбба. А ведь свой путь Человек-паук начинал совсем не с этого, своим первым серьёзным явлением людям повлияв и на экранизации комиксов, и на жанр супергеройского кино, и уж тем более на развлекательный кинематограф в целом. Это была настоящая кассовая бомба, которая, вопреки механизму действия чего-то взрывного, не стала разобщать людей, а наоборот объединила поколения отцов и детей, которым одинаково интересно было увидеть любимого героя детства на большом экране.
Тем не менее, третий перезапуск заведомо отличался от второго, вызванным лишь жадностью, а именно нежеланием выделять больший бюджет под четвертую картину Сэма Рэйми, а ведь триквел собрал почти $900 млн. во времена, когда кассовый миллиардер был только один — «Титаник». Этим отличием было то, что теперь к созданию будет причастна породившая героя студия Marvel, уже развившая свою уникальную кинематографическую вселенную, в которой, как казалось, только паука и не хватало. Так что вместе с вздохами усталости, можно было услышать и поздравления, что вылилось в подзаголовок нового фильма «Возвращение домой».
Да, теперь мы дома!
Ответственность на создателях лежала колоссальная, о чём можно судить только по дебюту Человека-паука в MCU, когда его явление стало чуть ли не главным, но точно самым обсуждаемым и интригующим событием в кинокомиксе «Первый Мститель: Противостояние».
Триумф в «Противостоянии» всё равно не успокаивал окончательно, внушая страх перед будущим, ведь в третий раз наблюдать стандартное становление героя ещё та перспектива. И тут мы подходим к главному: новый кинокомикс Marvel «Человек-паук: Возвращение» — самый креативный, оригинальный и по-настоящему смешной блокбастер как минимум последних лет. А про истоки никто пока и не вспоминал.
По-хорошему этого душка свежести в контексте MCU не чувствовалось с момента выхода первых «Стражей галактики» и... первого «Железного человека», как бы нелепо не звучало. Авторы отыгрались за все годы творческого простоя франшизы, дав зрителю почти всевозможные художественные приёмы, начав ленту вообще с мокьюментари, которое, остается надеяться, как жанр покинет нас на «Возвращении домой» и не побеспокоит ещё лет двадцать (это был всего лишь крик души автора этой статьи), часто попадая даже в модной понятие K I N O, которое саркастичной претензией употребляется, например, к комиксам Зака Снайдера, но тут и близко нет его занудства, а уж тем более слоу-мо.
Интересно посмотреть на лица зрителей, когда режиссёр триллера «Полицейская тачка» неожиданно для всех врубит в картине саспенса, поставив ленту на грань подросткового слэшера. Такого ожидаешь меньше всего. И подобный немного подленький приём повсюду: дождавшись максимального расслабления аудитории, её резко начинают удивлять, шокируя воображение. Чтобы не говорили про другие фильма Marvel, но в «Человеке-пауке» автор однозначно есть, а вместе с ним и душа.
Несмотря на все самые светлые ностальгические чувства, на всю эту наивную подростковую энергетику, которая продвигает идеологию гуманизма, выражая её в мировоззрении Питера Паркера, который отказывается даже близко обсуждать идею убийства (скорее всего это чеховское ружье, оставленное для сиквелов), в фильме, как это не странно, ощущается некая злоба и вот почему: от первого до последнего кадра новый «Человек-паук» — это разрыв шаблона, это планомерное развенчание стандартных клише и высмеивание давно приевшихся штампов. Иногда даже кажется, что ничего, кроме этого, в ленте нет, что неправда, но если бы это было так, то только это очень многого стоило. Идея надругаться над стереотипами тут возведена в абсолют, скрываясь в самых неприглядных местах, сопроводив зрителя до самой последней секунды фильма (намекаем на сцены после титров). Что удивительней, это работает не на гогот аудитории, а на сюжет, являясь его частью (чего только стоит более подробное изучения авторами супергеройского быта Паркера). В самые яркие и контрастные моменты осознания этого обуревают необычные чувства, которые невозможно описать. Лучше ощутить их лично в кино.
Как всегда, интереснее другое: как хардкорные ортодоксальные поклонники старых канонов и оригинальных комиксов отреагируют на новый взгляд и отношение, например, к злодеям? Понятно, что удовлетворить всех заведомо не получится, но всё таки... Но это останется на совести фанатов, а их мнение лишь предстоит узнать.
Сам сюжет не представляет из себя никаких откровений (всё равно не об этом кино), в целом будучи описанным в трейлерах (но не слитый там с потрохами, нет), но дьявол, как известно, таится в деталях, а сюрпризов уготована целая масса, так что лучше не давать авторам куснуть вас за пальчик, а то откусят по локоть, т.е. держите ухо востро.
В целом, «Человек-паук» укрепляют крайне позитивную тенденцию в большом кинематографе с отходом от приевшихся стандартных приёмов, делая упор на оригинальность постановки и детальной продуманности решений персонажей, которые обуславливаются не абстрактными рассуждениями, а конкретикой, что важнее всего для детей, которые должны вдохновиться на познание науки, а не на становление грамотными потребителями, ничего не приносящих обществу. И, что ещё важнее, всё это без буквального цитирования мысли о великой силе и ответственности. К этой идее зритель придёт сам.
10 из 10 на кончиках пальцев!
«Человек-паук» во всех кинотеатрах страны с 6 июля.
Автор:Евгений Нефедов
|