Удивительно, что выходец из гетто, независимый американский режиссер Даррен Аронофски является создателем бесспорных хитов, целиком захвативших внимание современной молодежи. Общая нервозность, излюбленные мотивы человеческой параноидальности и одержимости, резкий монтаж, вызывающий некий дискомфорт, сопровождаемый достопамятным музыкальным рядом — в этом и есть творчество Аронофски, через которое проносятся главенствующие жизненные мотивы. «Ной» в полной мере соответствует вышеописанному. Это довольно специфичная работа, позволившая американскому мастеру поработать с крупным студийным проектом, но это не отречение от ключевых авторских замыслов.
Монументальная история о строителе Ковчега, истинном спасителе человеческого и животного рода работает с поистине безграничным визуальным и концептуальным воплощением. Несмотря на масштабность, примечательное расширение формата, который ранее у Даррена ограничивался лишь узкими улочками, спортзалами и сценами для балетных выступлений, «Ной» рисует личную историю о человеческой одержимости, о принятии семьи, а также абсолютно глобальное полотно, затрагивающее ключевые мировоззренческие вопросы, попутно раскрывая тайны человеческого создания. Если допустить трактовку фильма как стандартизированного блокбастера, то однозначно, к нему стоит приписать глубочайший философский характер. Новая картина Аронофски довольно противоречивая и скользкая, но несмотря на многочисленные зрительские волны, ей удается крепко стоять на месте и не уходить под воду. В большей мере, заслуга лежит на Расселе Кроу — специфичном актере, умеющем грамотно подбирать кинопроекты. Брутальность, несносная духовная и физическая сила, натренированная еще в проектах Ридли Скотта, ощущается буквально в каждом кадре. Но если присмотреться, то нынешняя задача в несколько раз труднее: Рассела ждало перевоплощение не только в шкуру бессмертного героя, продолжателя человеческого рода, но и одержимого, абсолютно помешанного знаменательной идеей человека, что, непосредственно, является наиболее близким мотивом для работ Даррена.
Помимо нового философского уровня и экранного масштаба, сохранились ключевые авторские приемы Аронофски, задействованные в полную силу: поразительно хаотичный монтаж, а также наиболее сокрушительное орудие режиссера — невообразимый саундтрек Клинта Мэнселла, максимально окунающий в воодушевляющие локации чистой Земли, нетронутой человеческими руками (помимо строения Ноя, разумеется). А позднее, просмотр этой удивительной картины пойдет как по маслу: если веруешь в Ноя и данную трактовку с индивидуальными вставками (к счастью, или для кого-то сожалению, режиссер наделил картину собственным взглядом на ситуацию), то зрителя ждет полноценный праздник, а если это уж больно надуманно и неправильно (всё зависит от религиозных познаний и взглядов), то придется уносить крупное разочарование.
Оценка: Global Cinema™ | Журнал о Кино: ☆☆☆☆☆
|