Трогательная мелодрама с элементами антиутопии от Спайка Джонса, казалось бы, по своей концепции не выделяется новаторством: неоднократно эксплуатируемая борьба мира реального и мира вымышленного вновь перед нашими глазами. Замысел, крепко основавшийся уже в 20-ых годах, а далее находивший место для совершенствования, разгорается в этом фильме с наиболее яркой и сокрушительной силой.
Сюжетные данные картины выделяются особой остротой и актуальностью: несчастливый клерк одним прекрасным вечером обновляет операционную систему, с которой позднее завязывает жутко трогательный роман, где на удивление, абсурдизм не одолевает верх над ситуацией. События в фильме являются обличителем суровой реальности, в которой постепенно угасает традиционные понятия любви и чувств. Человечество теперь не только живет рука об руку с машинами, но и уже практически заменяется роботами.
Подход к виртуальной любви, охватившей чувствительного и романтичного клерка в блестящем исполнении Хоакина Феникса, переосмысляет отношения, заставляя прийти к нравственному выводу, что любить можно не только визуально ощутимую форму, а богатый внутренний мир, который прощупывается лишь в звуке, доносящемся в наушниках. Этот жизненный и одновременно искусственный мотив нарушается в тот момент, когда реальные ощущения становятся необходимыми. Без них – нет полной жизни.
Довольно интимное, скромное по постановке произведение (несмотря на скромность, зрителю дают возможность воодушевиться поразительно красивыми ночными пейзажами города), оказывается глобальной работой о столкновении не только миров, не только чувств, а также социальных устоев. За оболочкой трогательной, воистину щемящей истории об отношениях, скрывается крепкое, полное горькости и правды авторское слово о прогрессе, скатывающем мир в страшнейший духовный апокалипсис.
Талантливый Спайк Джонс, ответственный за сценарий фильма, передал масштабный человеческий конфликт в интимной форме, что непременно делает его замечательную ленту безукоризненным фаворитом и креативщиком в жанре, на которой посягают буквально каждый месяц. У столь своеобразной картины, естественно, существуют две стальные опоры: сам режиссер-сценарист, выстреливший необычайно могущественным сценарием, претендующим взять статуэтку в грядущей премии «Оскар», и поразительный Хоакин Феникс - актер, более знакомый по бескомпромиссным ролям, здесь же является олицетворением современных жителей, питающихся иллюзиями и духовно губительными технологиями.
Оценка журнала: ☆☆☆☆☆
На экранах с 27 февраля 2014 года.
|