Перед
нами новый авторский фильм Уэса Андерсона — сказочника, незаурядного
романтика, снимающего глубоко личные и интимные картины. Искусственный,
абсолютно декоративный и красочный мир в фильмах Уэса в действительности
уникален и яркий кадр из любой авторской ленты мгновенно же дает знать о
человеке, ведущем работу над ней. В своих упоительных
картинах, лишенных жанрового порядка, Уэс демонстрирует богатый
жизненный и культурный опыт: зачастую мотивы его работ переплетаются с
Сэлинджером и его легендарным произведением, где ведётся активный поиск
ответов на непростые подростковые вопросы, основная часть фильмографии
режиссера является данью к какой-либо значимой личности, а это высокое
почтение выражается в необыкновенных стилистических решениях.
Хрупкий,
меланхоличный и буквально кукольный мир Андерсона непрост для
восприятия, но не лишен притягательности. Дело заключается в жанровом
сумбуре: кое-где Уэс представляет тяжеловесную драму о семейных или
подростковых проблемах, в некоторых моментах превращает в душевную
сказку с непременным счастливым финалом, а порой вовсе пускается в
тяжелейшую фантасмагорию и необъятно эффектный визуальный трип, которому
будет непросто найти зрителя. Но главенствующая задача Андерсона —
пропитать зрителя любовью к героям, которые требуют, чтобы их глубокие
переживания были знакомы и ясны зрителю.
Андерсон, благодаря
широчайшим художественным познаниям и в каком-то понимании новаторскому
стилю, благополучно записался в списке современных классиков. Загвоздка и
проблема заключается лишь в том, что режиссер фактически единообразен и
сквозь различные визуальные настроения, переносит уже ранее
встречавшиеся мотивы и сюжеты. Эта настораживающая однообразность
приводит к тому, что самые эмоциональные и ключевые сцены фильма
становятся очередным трюком, заканчивающимся совсем обыденно и
незатейливо, а анализировать семейные неурядицы и неизбежные проблемы
юности на протяжении десяти лет — скажем, не самая удачная и
воодушевляющая затея.
В нынешнем «Гранд Будапеште» талантливый
режиссер совершает несколько иной трюк. Вместо интимности, глубокой
индивидуальности расстилается поболее масштабная и разносторонняя
история, где декоративный фон имеет исторические корни, а внимание
сосредотачивается на авантюрном конфликте, оставляя позади издавна
приевшиеся максималистские темы. Где-то глубоко Андерсон проводит
некоторого рода изменения: традиционно в кадре дети, вовсю блещут
красочные персонажи, сравнимые с кукольными игрушками, но история играет
по совершенно иным правилам, а они стали в разы конкретнее и жестче.
Хитро обставленная сцена побега из тюрьмы, многочисленные погони и
абсолютно игрушечная, но воодушевляющая перестрелка заставляют
посмотреть на несколько иного Андерсона — менее наивного и
однообразного. Это подтверждается сюжетом «Будапешта», который обладает
уникальной шпионской интригой.
Особо примечательна тяга Андерсона
к европейской культуре, получившей бесподобное визуальное воплощение.
Если в «Королевстве полной луны» — логическом апогее творчества,
проведена восхитительная работа с локацией, отсылающей в живописный
пионерский мирок 60-ых, то здесь — блестящий европейский антураж с
приятными, но вышедшими из моды атрибутами 30-ых.
«Отель Гранд
Будапешт» — еще одно произведение незаурядного мастера. Пусть и местами
недостаточно тёплое, но изысканное и самостоятельное в мире современного
кинематографа. По крайней мере, Уэс хитро доказал зрителю, что
придерживаясь практических тех же рамок, можно на протяжении длительного
времени оставаться в шкуре успешного режиссера. Но ключевой
принадлежностью столь специфичного мастера является актерская феерия,
основательно ударившая по новому фильму.