Всё это печально, что многообещающее «Превосходство» ассоциируется, в первую очередь, не с дебютирующим Уолли Пфистером – бессмертным оператором Кристофера Нолана, его незаменимой рукой, подарившей миру визуально неповторимый, пессимистичный Готэм и многое другое, включая головокружительные пролеты в многоступенчатом мире снов.Ассоциируется, как ни странно, не с Джонни Деппом – узником единого образа, а с самим маэстро Ноланом.
А ведь это справедливо и вполне объяснимо: без имени вышеупомянутого и признанного гения попросту не существует Уолли Пфистера – факт. Ко всему прочему, идейно и стилистически «Трансцендентность» приближена к работам британца, а именно своим пристрастием к балансу между реальным и ирреальным.
Но столь многогранная концепция, оттачивавшаяся в кинематографе на протяжении сорокалетий, наиболее близка к «Бегущему по лезвию», к философской трезвости и гуманистическим размышлениям о том, способна ли машина быть человеком.
По иронии, родны не только мотивы, но и судьбы: «Бегущий по лезвию» с треском провалился, буквально прошел через все круги ада, однако спустя некоторое время стал культовым. «Превосходство» тоже их проходит: шквал негативных рецензий и разгромная критика подтверждает, но к сожалению, в дальнейшем это положительно не скажется на самом фильме. А ведь проблема и причина абсолютного фиаско очевидна – небезызвестный оператор попросту не попал в ногу со временем. Это изобретательное, довольно смышленое, но старомодное кино должно вписываться в ту стезю, когда экраном правил визуально совершенный, и философски подкрепленный «Терминатор» или «Трон». И не имеет значения тот факт, что тематика всеобщего сближения с технологиями становится актуальнее с каждой минутой. Ответ на вопрос о грядущем технократическом ужасе был дан Спайком Джонсом. «Она» - идеальный пример, где визуальное объяснение сошлось до минимума, а центром в контакте со зрителем была душа и креативность, проявившаяся в оскароносном сценарии. «Превосходство» говорит исключительно на языке техники и визуализации. Неудивительно, ведь режиссер – прославленный оператор, неприспособленный одновременно сочетать блестящую картинку с трезвостью ума. Благо, хоть преуспел в чем-то одном. Воодушевляющие пейзажи и сосредоточенность на деталях украсило ленту.
Пожалеть «Превосходство» - счесть фильм одним визуальным экспериментом. Пусть и гигантским, но безуспешным. Правда, этот риск неоправдан: дебют Пфистера оплеван американской прессой и ситуация преграждает будущее в качестве режиссера , а Депп так и остается жертвой одной роли. Роли истинного и непонятого безумца. Ведь человечество боится то, что им незнакомо и непонятно. А более всего – Бога. Так вот и «Превосходство» фильм, в первую очередь, о страхе перед неизведанным, о том, насколько Бог могущественен и устрашающ для людей. (Еще одна невольно проскакивающая аналогия с Ридли Скоттом, а точнее – с «Прометеем»). Пусть и создан он благодаря вмешательству технологий. Тем более, что тенденция совмещения технологии и Бога в последнее время особенно активизировалась в кинематографе.
Казалось бы, трансгуманистическая история об ученом, стремящимся к возобновлению жизни при помощи искусственного разума постепенно вымирает, трансформируясь в надоедливую мелодраму, но в самом же деле перевоплощается в глобальный общечеловеческий вывод о противоречивом влиянии технологий. И с этим приходит неконтролируемый ассоциативный ряд, начиная от Скотта и Кэмэрона, заканчивая Вачовски. Но чего не хватает «Превосходству», так это наиболее здравого и опытного взгляда. И дело вовсе не в масштабе – кино намеренно приближено к документальным научно-фантастическим фильмам. Признаться, это идет на пользу.
Но наиболее правилен и честен вывод: чтобы добиться равновесия и спокойствия, нужно попросту отрезать мир от Интернета и технологий. И правильно. От греха подальше.
На экранах с 10 июля.
|