Нравится наблюдать, как растут в творческом плане российские режиссёры. Ещё несколько лет назад Егор Баранов был способен только на средненькую комедию про самоубийц-неудачников, потом его потянуло на специфический комедийный боевик с Охлобыстиным, где Охлобыстин занял трон и главенствовал, кажется, вообще вместо всей съёмочной команды. Теперь же Баранов оправдал своё режиссёрское звание, выпустив в свет действительно достойную картину о любви, цена за которую оказалась слишком большой и опасной, для некоторых — смертельной.
Прежде чем приступить к анализу сюжета, я от всей души похвалю визуальное качество фильма и актёрскую игру. От самого начала до конца фильм держит если не в напряжении, то точно в состоянии интриги и заинтересованности. Летняя мелодрама с откровенными сценами постепенно превращается в жизненную историю о двух одержимых друг другом людях, которая в свою очередь перевоплощается в качественный драматический триллер. И всё здесь на месте, всё под контролем. Очень приятная операторская работа, хорошие локации, атмосферная съёмка… До чего страстные сами по себе эпизоды эротического содержания! При этом они не выбиваются из контекста, а искусно вплетаются в само повествование. Актёры же отыгрывают свои роли до блеска гармонично, их эмоции поразительно сильны, их переживания в какие-то моменты заставляют мурашки двигаться в активном темпе — а это дорогого стоит.
Что касается сценария — он понравится не всем, но оправдывает лично мои лучшие ожидания. Перед просмотром и под впечатлением от трейлера я готовился к чему-то из разряда «много жести, мало глубины». Получилось же наоборот: глубина как раз присутствует в приоритете, а жёсткость и драма не доминируют в частом количестве, а выстреливают меткими попаданиями. Поступки героев и их последствия заставляют всерьёз задуматься над сутью и посылом фильма. Леру и Артёма одолевает нешуточная страсть, ломающая всё на своём пути. Могли ли они ей сопротивляться? Да, но недолго. Природа всё равно взяла верх — и не животная в первую очередь, несмотря на множественные соития, а именно природа их отношений, подкрепляемая запретными рамками, в которые их попыталось загнать влиятельное окружение Леры.
Удивительный факт: мне никто не показался здесь персонажем с сугубо отрицательной чертой, коих обычно принято люто ненавидеть. Всех в определённые моменты по-своему жалко или можно понять, если задуматься над ситуацией. Опять же, после ознакомления с трейлером появилось чувство, что люди вокруг будут препятствовать запретной связи Леры и Артёма. На деле же никакого слишком явного противостояния не было, только прохождение через боль, и у каждого она своя — индивидуальная, неповторимая, сладкая, но губительная. Конечно, можно сразу осудить и убийц, и предателей, но когда в дело вмешивается любовь, пусть даже сравнимая где-то с грязью и похотью — всё становится иначе. А почему Артём и Лера так долго хотели быть вместе? Потому что сами избрали для себя путь разделения. Вспоминается поступок Леры ради спасения отца. С этих пор и начал назревать основной конфликт. А если бы не было этого поступка? Любовь имеет привычку умирать, становясь обыденностью, если не подкреплять её разлукой вкупе с будоражащим желанием. В «Саранче» она проходит через испытания, одновременно поддерживающие её на плаву и приводящие к роковому исходу.
«Саранча», помимо всего, отличима ещё одной немаловажной, пусть слегка затёртой истиной. Любой поступок, в особенности противоречащий сильной любви ради сохранения комфорта и статуса в обществе, рождает после себя цепочку последствий, и он же может отозваться в будущем бумерангом, чаще карающим. Запутавшиеся, одержимые, не желающие мириться с собственными демонами герои выходят за границы дозволенного, чтобы быть вместе любой ценой. Это их цель и их смысл, даже если ради него придётся пройти по головам трупов.
Можно ещё долго разглагольствовать о тонкостях и психологической многослойности сюжета, но достаточно просто посмотреть «Саранчу» и убедиться, что в России ЕСТЬ молодые люди, которые умеют снимать отличные жизненные картины, не боясь смотреть дальше собственного носа, не пренебрегая собственной страстью — страстью к достойным историям и отличному, захватывающему кино.
|