Голливуд не зря сравнивают с небосводом, где постоянно появляются новые «звезды». Многие из них видны небольшой момент времени, ярко вспыхивают, но ещё быстрее угасают. Небольшому количеству удается закрепиться на небосводе и светить в течение стабильно долгой актерской карьеры. Но лишь единицам подвластна возможность сначала ярко вспыхнуть, потом исчезнуть, но через некоторый промежуток времени, вернуться снова. Безусловно, Шейн Блэк принадлежит к этим немногим. Пытавшийся стать актером, Блэк попробовал свои силы в сценарном мастерстве ещё в возрасте 22 лет, написав сюжет про двух напарников, один из которых находится на грани самоубийства. Хотя многие начинающие сценаристы проходят все круги ада, прежде чем сумеют своей работой заинтересовать какую-нибудь студию, для Блэка же продажа первого сценария состоялась достаточно быстро, принеся хорошие для дебютанта деньги. Что было потом — знают все: появление кассовой франшизы «Смертельное оружие», окончательное закрепление Мела Гибсона в статусе голливудской суперзвезды, и в том числе повышенная востребованность самого Блэка.
Его актерская карьера, кроме появления в «Хищнике», больше не вмещала каких-либо ярких ролей, однако, все сценарии Шейна шли на ура. «Последний бойскаут» принес Блэку статус самого высокооплачиваемого сценариста Голливуда, что лишь потом подтвердилось миллионными гонорарами за «Последнего киногероя» и «Долгий поцелуй на ночь». Однако, провал двух последних фильмов и изменение вкусов зрителей подкосили Блэка, его работа перестала быть востребованной, а личные проблемы заставили выпасть из обоймы почти на 10 лет. Казалось бы, подобно многим высокооплачиваемым сценаристам 90-х, вроде Джо Эстерхаза, Блэк и подобные ему оказались невостребованными со временем из-за своего неумения чувствовать изменяющиеся вкусы кинозрителей, «не вписались в рынок», как бы сказал один известный «реформатор».
Однако, произошло невероятное: собравшись с силами, Шейн Блэк сумел снова оказаться на голливудском Олимпе: пусть сначала это было связано с неудачной в кассовом плане, но имевшей определенный успех у критики работой «Поцелуй навылет», над которой работал другой на тот момент «голливудский лузер» Роберт Дауни-мл. Зато чуть позже, успех Дауни-мл. привел Блэка в кресло 3-го «Железного человека», сценарий которого превращал очередную марвеловскую поделку в нечто большее, чем обычная экранизация комикса: получился в полном смысле слова ностальгический экшн-триллер с приветом из 90-х, а превысившие миллиард кассовые сборы и успех у критиков окончательно утвердил Шейна Блэка в статусе сумевшего вернуть былую славу легендарного сценариста.
Его новая работа «Славные парни» не удивит уж очень оригинальным сюжетом: неизменно следуя своему стилю, Блэк преподносит на суд зрителя черную экшн-комедию, в которой два абсолютно непохожих человека — дуболом Хили и изрядно пьющий частный детектив Марч, переживающий гибель своей жены, — объединяются вместе для расследования странной гибели порнозвезды, последний фильм которой исчез, а все, кто был связан с его производством, стабильно погибают.
Думаю, что приведенный синопсис сюжета покажется до боли знакомым, конечно, Шейн использует свои фирменные приемчики, которые заставят вспомнить и о «Бойскауте», и о «Поцелуе навылет», однако, учитывая место действия — Лос-Анджелес конца 70-х годов и очень выправленный микс из экшна, линейного сюжета, в котором нет провалов и череду черных шуточек, получается достаточно оригинальное кино, слепленное из вторичного материала. Сценарий определенно удался, несмотря на изначально мрачную тему — убийство звезды порнографического жанра и расследование с погружением в мир порнобизнеса. Тем не менее, ужасов в стиле «8 мм» Шумахера здесь нет и в помине. Несмотря на неслабый уровень насилия, фильм смотрится очень легко.
Не могу отдельно не упомянуть главных героев. Рассел Кроу нашел новое амплуа, играя полукриминального персонажа, за деньги способного навалять кому угодно, даже неприятной школьнице. Несмотря на брутальное поведение, у него достаточно тонкий ум и хорошие навыки следователя. По характеру Хили ближе всего к Гарри Локхарту, герою Дауни-мл. в «Поцелуе навылет». Хотя ему и приходится попадать в незадачливые ситуации, герой Кроу с честью из них выходит, а его умение понять другого ставит этот характер на иной уровень. Но если говорить о том, кто действительно отличился, так это Райан Гослинг. Его сильно пьющий детектив-лузер, пытающийся поладить с дочерью и переживающий смерть жены — это пародийный микс на сразу двух «блэковских» героев — Мартина Риггса из «Оружия» и Джо Халлинбека из «Последнего бойскаута». Отдельно отмечу, что этот персонаж по фамилии Марч является черной пародией на трагического героя, а его постоянное пьянство и случающиеся в связи с этим недоразумения, составляют немалую часть элементов черного юмора. Роль не просто удалась, а вывела Гослинга на новый уровень игры, показав его великолепным комедийным актером. Юная Ангури Райс, сыгравшая не по годам смышленую дочку героя Гослинга, явилась настоящим украшением фильма, разбавив брутальный дуэт двух героев. Хотя роли Ким Бэсингер и Мэтта Бомера являются резко второплановыми, сыграли они великолепно. Героиня Ким, которая не та, кем изначально кажется — это такая издевательская «шпилька» в сторону ее же героини из «Секретов Лос-Анджелеса», снятых почти 20 лет назад, в котором действие происходит в такое же время. Герой Бомера — это абсолютный стеб над героем Тома Круза в «Соучастнике». Пожалуй, кроме сценария, именно актерский ансамбль явился тем важным элементом, который позволил этой ленте оказаться удачной.
Подводя итоги, хочется отметить, что Шейн Блэк вернулся надолго и всерьез, на данный момент «Славные парни» заслуженно лучшая комедия года, такой концентрации черного юмора и экшна не было достаточно давно. Великолепно снятая лента с отличными актерскими работами, несмотря на вторичность некоторых сюжетных линий, является отдельным полотном, которое может и не побьет кассовых рекордов, но со временем будет приобретать все большую ценность. Вердикт — идти обязательно.
9/10
|