У всех есть суждения. И поэтому каждый человек — судья
Роберт Дауни-мл. относится к тому типу артистов, которые одним своим присутствием полностью заполняют экран, делая почти не важным, о чем фильм, в котором они снимаются. Прочим артистам подобные уникумы либо позволяют проявить свои образы, либо уступают, но только в случае если те не менее достойны. Одновременно с этим, конкретно для Дауни-мл. все явственнее складывается амплуа, и каждая последующая роль похожа на предыдущую, сколь бы обаятельной она ни была. Внутри этого амплуа актер творит удивительные вещи, показывая самые потаенные уголки души своих героев. Но все они похожи, все они — фактически один и тот же тип личности. Причем подобных героев Роберт играет в фильмах самых разных жанров, так что подобное его амплуа характерно для него как для актера. Именно амплуа, а не какие-то определенные жанры. Нельзя сказать, что это плохо: это очень даже здорово, нужны актеры разных жанров и разных ролей, и что же страшного, если определённый типаж подходит под определённые роли?.. Просто в них этот актер лучший. Пусть он не будет лучшим во всех подряд ролях, но в этих он — номер один. А для разнообразных ролей есть более гуттаперчевые артисты, вроде того же Джонни Деппа, например.
Как уже можно было догадаться, говоря о фильме «Судья», мы говорим прежде всего о бенефисе Роберта Дауни-младшего в одной из тех ролей, за которые мы его любим. Роберт как прекрасная картина, на которую можно любоваться бесконечно на протяжении сколь угодно длительного времени, но только не статичная, а очень даже живая. Своим довольно циничным героям он придет человечности, не говоря уже о том море обаяния, которым он буквально завоевывает зрителя. Его Хэнк — ни разу не исключение, и в нем мы узнаем все того же блистательного Тони Старка, только на сей раз юриста, а не ученого. Его мотивы и его движения для героя довольно характерны, так что сказать, что какие-то его действия и поступки становятся для зрителя неожиданностью, нельзя. Взаимоотношениям с отцом уделено время, но не так уж и много. Здесь использован интересный подход: отделение Хэнка-сына от Хэнка-адвоката, и периодическое смешение этих ролей. В каждом эпизоде мы до конца не знаем, кто Хэнк сейчас, и чего он реально хочет добиться: ясности в деле, которое он ведет, или ясности для себя как для родственника.
Более того, скажу парадоксальную и спорную вещь: пусть по обаянию Роберта Дауни-младшего переплюнуть нельзя в принципе, но по эмоциям, по интересности характера для зрителя куда занимательнее наблюдать и постигать отца. В нем есть какое-то противоречие, какая-то интрига, и до сути каждого его поступка и суждения хочется докопаться. Не только Хэнк задает ему вопросы, ему задает вопросы будто кто-то свыше, чтобы сделать вывод, что же на душе у этого человека и чего он стоит. Героя трудно назвать трогательным, но чем дальше раскручивается нить событий, тем понятнее, что им двигало и двигает, и тем понятнее, как он по-настоящему относился к Хэнку — этому недолюбленному сыну, на самом деле очень дорогому. Каждый кирпичик встает на место в их отношениях, и становятся понятны мотивы поступков, и почему — почему — герой был так холоден: он просто как никто другой понимал своего сына, и что может подтолкнуть того ввысь, а что — опрокинуть в бездну.
Если подумать о названии фильма — «Судья» — то можно сказать, что это вовсе не однозначно фильм о том судье, за судьбой которого мы наблюдаем в этой картине. Почти каждый в этом фильме о чем-то судит и кого-то осуждает. Лишь умалишенный Дэйл да дети смотрят на мир как он есть, не осуждая и не обсуждая. Все остальные выбирают себе правду и все за нее борются: и главные герои, для которых суд есть профессия, и даже безобидные второстепенные персонажи, которые судят, что для кого хорошо, и что плохо, и для себя, и для других. Закон в этой картине вовсе не на первом месте: это инструмент, а не святыня, причем для всех персонажей. Хэнк крутит им как хочет, его отец использует закон для реализации своих представлений о добре и зле, но никто не относится к нему как к безусловной правде, которой требуется следовать. Все персонажи борются в первую очередь за сердца людей, за их мысли и чувства. С одной единственной целью — развернуть закон в свою пользу благодаря людям.
Еще одна тема фильма — некий кризис семьи и семейных ценностей. Если подумать, то нормальной семьи мы в картине не видим, и смерть матери главного героя будто олицетворяет конец того консервативного прошлого, где такие ценности были на первом месте. Фильм будто кричит об одиночестве людей в этом мире, о том, как трудно найти свою половинку и еще труднее ее потом не потерять. Кому-то проще в мире жить в одиночку, а кому-то нет, но бороться и что-то менять просто не хочется. Крах этих традиционных ценностей — это последствия грандиозной занятости человека и сконцентрированности, как ни парадоксально, на благополучии своей семьи. Занятый человек замкнут в себе, и у него просто нет сил разбираться в других. Чужая душа — потемки, чтобы ее понять, надо прикладывать усилия. Зачастую это слишком сложно.
Финал фильма очень умиротворяющий и спокойный, пусть и слегка печальный. Он также и открытый: мы будто можем додумать за героя его дальнейшие действия, авторы дают нам эту свободу. Изменили ли эти события героя Дауни-мл.? Не думаю, но, вне всякого сомнения, на многое открыли глаза, и многое заставили переоценить и обдумать. Однако все равно я склонна полагать, что произошедшее останется всего лишь эпизодом в жизни Хэнка, а не поворотной точкой.
Оценка редакции: 8 из 10
|