Начну со сценария.
По большому счету, сюжет далеко не нов и многократно объезжен на экране. Желание заработать любым путем, приведшее к катастрофе и борьбе с силами природы, борьбе с себе подобными, борьбе с самим собой - такова незамысловатая фабула фильма.
Обязательный стандарт подобного кино:
- паруса поднять;
- рискнем, а вдруг получится;
- не получается;
- катастрофа;
- выживание;
- борьба за жизнь...
Здесь этот стандарт соблюден. Но при этом, несмотря на всю стандартность и некую предсказуемость, события не кажутся чересчур тривиальными...
... Поскольку далеко не гигантский кит является главным героем фильма. И даже не море, вынесенное в название фильма. Здесь основное внимание приковано к двуногим героям - к их взаимоотношениям, характерам, поступкам. При этом, опять же, несмотря на их некоторую поверхностность, эта поверхностность не бросается в глаза: режиссеру удалось приковать внимание к экрану практически в каждом эпизоде. И это далеко не всегда достигается исключительно применением спецэффектов. К примеру, можно не показывать непосредственно каннибализм, но суметь сказать о нем устами героев таким образом, что мурашки по коже. Я их, мурашек, прочувствовал в полной мере.
И таких, довольно тяжелых по восприятию, моментов в фильме хватает, так что особенно впечатлительным рекомендую заранее к этому приготовиться.
Лично мне экшена в фильме хватило за глаза, причем, в том числе и психологического. И несмотря на некую рваность динамики сюжета, фильм смотрится абсолютно цельным, не делится на отдельные сцены.
Что касается диалогов, то лишней воды в них практически нет, почти всё в тему и по делу.
Справедливости ради, в самом начале меня смутил один момент. Напомню, действие происходит в начале 19-го века. Женщина в годах, обращающаяся к своему пожилому мужу "любимый" и "любовь моя" при постороннем человеке, которого она впервые видит, кажется настолько же неестественной, как кусок хозяйственного мыла в салате "Оливье". Хотя, возможно, это "косяк" перевода, который в остальном претензий не вызвал...
... Как не вызвала претензий и актерская игра.
Крис Хемсворт без пафоса, присущего его Тору, оказался намного более харАктерным, несмотря на далеко не объемный образ. Да и харизмы этому красавчику уж явно не занимать. С легкостью взлетающий на мачту, легко балансирующий, стоя на рее, Хемсворт производит полное впечатление умудренного опытом морского волка.
Киллиан Мерфи, несмотря на довольно небольшую роль, оставил очень приятное впечатление: его внутренняя борьба с самим собой, со своей зависимостью, была настолько зрима, несмотря на внешнее отсутствие эмоций, что можно только удивляться его актерскому мастерству.
Точно то же самое могу сказать о Брендане Глисоме, который запомнился ещё в роли Грозного Глаза Грюма в поттериане. Здесь же он берёт именно характером: начинаешь всеми фибрами души чувствовать, насколько сложно ему вспоминать те события, а уж тем паче - рассказывать о них по сути первому встречному.
Бена Уокера раньше не имел удовольствия лицезреть на экране, здесь такое удовольствие получил. Эмоциями не блещет, но уж таков его образ.
Если уж речь зашла об образе, то не могу не отметить потрясающую работу гримеров. В отличие от "Марсианина", где Мэтт Деймон выглядел этаким круглощеким красавцем после вынужденной многомесячной картофельной диеты, здесь герои выглядят так, словно они действительно потерпели крушение три месяца назад. Изможденные, обросшие лица, заостренные скулы, сухие потрескавшиеся губы, даже выцветшие глаза - всё абсолютно реально. И от этого реализма внешности, вкупе с происходящими событиями, становится действительно страшно.
Тем более, что эффект от актерской игры и грима многократно усиливается просто потрясающей операторской работой, какой я давно не видел. Необычные ракурсы, даже в "деревенском" Нантакете, порой просто изумительны, а некоторые кадры - шедевральны! Очень надеюсь, что за операторскую работу фильм выдвинут на "Оскара".
Особенно впечатляют съемки в море. Качающийся вместе с судном кадр позволяет практически животом почувствовать приступ морской болезни. Сцены охоты на китов сняты так, что начинаешь видеть то, чего в кадре практически нет - их гибель от гарпуна. Сцены бури, столкновения с кашалотом, подводные съемки - всё достойно только высшей оценки!...
... Как её достойны и спецэффекты. Несмотря на то, что в нескольких сценах их присутствие становится видно, об этом тут же забываешь: настолько динамично, масштабно и реалистично всё сделано. Киты, да и сам Моби Дик выглядят абсолютно настоящими, живыми и оттого - крайне опасными.
Особенно это впечатляет за счет 3D-эффекта, который, я считаю, при просмотре фильма совершенно необходим. И дело не в "вылете" тебе в лоб осколков или якоря. Дело в восприятии глубины картинки там, где она просто необходима, где без неё море не будет восприниматься так, как нужно.
И при этом, в отличии от той же "Сойки-пересмешницы", здесь 3D смотрится превосходно даже в сценах с недостаточным освещением и даже там, где оно практически отсутствует.
Что касается саундтрека, то не могу сказать, что он выдающийся или запоминающийся. Но то, что он пришелся "ко двору" - однозначно: в совокупности с гримом, спецэффектами, 3D и игрой актеров, саундтрек многократно усилил впечатление глубины, причем не только визуальной.
Резюмируя вышесказанное, могу с уверенностью сказать: "В сердце моря" - лучший фильм за последние несколько лет, который мне довелось видеть. Я нечасто пишу однозначно положительные отзывы, но здесь - именно тот случай.
К просмотру фильм рекомендую категорически!
8/10
|