«Великий уравнитель» (The Equalizer): борец за справедливость с синдромом навязчивых состояний и милашка Морец в роли проститутки...
Идею для своего боевика режиссёр Антуан Фукуа («Тренировочный день», «Стрелок») позаимствовал из одноимённого сериала 80-х — The Equalizer. Наши прокатчики зачем-то приписали к элегантному «Уравнителю» пафосное «Великий» — видимо, простота у них приравнивается к отсутствию фантазии. Надеемся, вас это не отпугнет, потому что фильм — весьма неплох.
Роберт МакКол в исполнении Дензела Вашингтона мало походит на типичного персонажа героического толка: невзрачный мужчина предпенсионного возраста, работает в продавцом, семьи нет, дружит — лишь с коллегами, живёт на окраине, пользуется общественным транспортом — никаких признаков крутости.
Разворачивается фильм весьма медитативно: Фукуа обстоятельно и неторопливо знакомит нас со своим — видно, что любимым — героем. А зритель подмечает «нестыковки»: аккуратно-безликое жилище полностью лишенное индивидуальности, ловкий уход от темы прошлой работы, болезненный аккуратизм, смахивающий на синдром навязчивых состояний... Он даже столовые приборы раскладывает по столу так чётко, будто автомат на скорость разбирает.
А ещё у Роберта бессонница. По ночам он уходит в кафе, где читает классику и душевно болтает с юной проституткой Тери (Хлоя Грейс Морец). Размалеванная малолетка в нарочито вульгарном наряде мало напоминает прежних слащаво-ванильных героинь вроде «Если я останусь»: здесь её кукольное личико и неуклюжая фигура пришлись весьма кстати. Несмотря не свою незавидную профессию, девушка мечтает стать певицей. Только вырваться из лап сутенеров непросто: за строптивый нрав Тери избивают до полусмерти.
Здесь у ЦРУшника в отставке срывает предохранители: он отправляется восстанавливать справедливость. Однако, убийством непосредственных обидчиков девушки дело не ограничивается: МакКол ввязывается в настоящую войну с международной мафией. На хвост нашему герою садится верная ищейка обиженного босса Пушкевича — жестокий и хитрый Тедди (Мартон Чокаш). Ему удается вычислить МакКола. Только зря он не воспринимает этого одиночку всерьёз...
Дуэт Вашингтон — Чокаш выглядит весьма колоритно: спокойный, педантичный, уверенный в себе МакКол и склонный к аффектам социопат Тедди.
Быстрый, аккуратный и лаконичный в движениях Уравнитель мастерски использует любые подвернувшиеся предметы — будь то штопор или дрель. Его антагонист, наоборот, любит покрасоваться да пустить в ход нехилый арсенал. Особое умиление у отечественного зрителя вызывают традиционный тюремные татуировки с куполами и надписями на русском.
Противостояние этих двоих напоминает напряженную шахматную партию, где выигрывает не тот, у кого больше стволов, а тот, кто умеет просчитывать ходы наперед.
Безусловно, главные достоинства фильма — завораживающе-изящные «боевые» сцены и напряжённая игра в кошки-мышки. Правда, к развязке создатели немного перегибают с пафосом: финальные сцены немного портят общее впечатление — позёрство явно не в духе персонажа Вашингтона. Зато (какое облегчение!) подобного диалога вы не услышите:
— Ты кто?
— Я — Великий уравнитель.
Добротный и неглупый боевик порадует как поклонников жанра, так и случайных зрителей. А подростковый кумир —Морец — в весьма провокационной роли наверняка поднимет интерес к картине.
Оценка редакции: 7 из 10
|