Картограф Джонатан Грин отправляется в путешествие по Европе, дабы составить самые современные и точные карты отдалённых от цивилизованного мира, и мало изученных областей. Дорога приводит его на забытый Богом хутор в лесах Украины. Там местные жители живут в суеверном страхе перед злыми чудищами ночи, и оградили своё поселение огромным частоколом. Во время выпивки «за знакомство», герой узнаёт от двух бурсаков о страшной истории, что приключилась с их товарищем. Его сгубила дочь здешнего сотника. Панночка слыла в округе ведьмой, а тот читал ночью в старой церкви по ней отходную. Читал две ночи, а на третью сгинул. С тех пор церковь проклята, а крестьяне живут в ужасе и боятся выйти за пределы своего хутора, во всём слушаясь местного попа, который предсказывает Судный День. Не веря в суеверные байки, английский учёный решает во всём разобраться, и лично отправляется в тамошнюю церковь…
«Все бабы — ведьмы. А те что постарше -уж точно ведьмы!» (с)
Наконец то этот давным-давно заявленный и обещанный «долгострой» вышел на экраны. Помню услышав в середине нулевых о том, что планируется новая постановка по «Вию» Гоголя, я был этому очень рад. Ведь при сегодняшнем уровне спецэффектов и развитии жанра «хоррор», из этой мистической повести мог вполне получится образцовый ужастик. Ещё бы! Мрачная атмосфера, пейзажи «Малороссии» и зловеще- привлекательная панночка-ведьма, « три ночи кашмара, три ночи без сна» и всё такое прочие… А увидев в конце 2010-ого первый, весьма «крутой» трейлер картины, я понял что буду её ждать и обязательно посмотрю на большом экране! Настолько мерзкими были все эти упыри-вурдалаки, настолько гнетущий была атмосфера, и настолько красивой была мёртвая панночка, что не поверить в этот фильм было попросту невозможно.
И вот он вышел, этот давно мною поджидаемый фильм. Что уж тут скажешь? Одно слово, а вернее целых два — ждал другого. Но это совсем не означает, что я остался фильмом разочарован (как это часто бывает с современными поделками нашего кинематографа). Напротив - фильм, даже сама его идея мне понравился. Сценаристы ленты Александр Карпов и Олег Степченко (выступивший здесь и режиссёром) здорово развернулись на давно изученном материале, и сумели преподнести его зрителю по новому. В старую «обёртку» они завернули новую идею, которая станет понятна большинству зрителей на финальных титрах. Говорить о различиях литературного исходника и данного фильма совершенно не вижу смысла, так как это не экранизация, и во вступительных титрах даже специально написано -«по мотивам». Если хотите увидеть почти дословную попытку перенести творение Николая Васильевича на экран, то обратите внимание на советскую сказку с Леонидом Куравлёвым и «спортсменкой и комсомолкой» Натальей Варлей в главных ролях. Ибо это прекрасный фильм и отличная, «хрестоматийная» экранизация. А картина 2013-ого это «фантазия на тему». Причём создатели не паразитируют на оригинале, и не стремятся превзойти фильм 1967-ого (хотя в плане саспенса и эротизма сегодня это не составляет особого труда). Авторы этого «Вия», подобно самому писателю, прикрываясь «страшной сказкой» несут некий, как это теперь модно называть — мессидж (т. е -послание). Если Гоголь говорил о том, что номинально «священные» люди (служители церкви, коими являлись бурсаки) погрязли в пьянках и разврате, а население давно отошло от церкви — потому и беззащитно против чар панночки. То режиссёр этого фильма, используя трюк хорошо известный в киноиндустрии (рекламу) выдаёт своё произведение за «ужастик», а на деле это рассуждение об истинной и ложной вере, и о вреде пьянства -для России это в кино как то не типично, а после картин Рогожкина, где это возводилось в панацею, а в одном, кстати мною любимом фильме, было и вовсе «подытожено»: «-Люди в этой стране пьют как звери, а звери- как люди» -тем более. Но «беленькая» испокон веков была нашей «третьей» бедой (две другие, думаю известны). Потому смелости, а так же находчивости авторов картины можно только позавидовать. И особенно их чувству юмора. Фильм является по жанру детективом, с мистическим «привкусом», в лучших традициях Тима Бёртона, и сильно смахивает на его «Сонную Лощину». А визуально даже её превосходит, так как над проектом трудилось целое содружество стран: Англия, Чехия, Германия и Россия с «низалежной». И бюджет у картины был не малый, пусть не Голливудский -но вполне себе Европейский (26 миллионов зелени). Ведь изначально картина готовилась для международного проката, и это хорошо видно на экране -снят фильм очень здорово, прям как то «не по нашенски». И это не может не радовать. Но есть одно Но. В данном случае, это то, что получается мы сами себя выставили перед всем миром в неприглядном свете. Что можно понять о русских глядя на пьяниц-хохлов деревеньки из «Вия»? Что мы только и делаем что заливаем за ворот и горлопаним песенки, а ещё не как не можем выбраться из пучины догм и предрассудков. Поэтому, на мой сугубо «зрительский» взгляд картина вышла на «десятку», но в веду того, что не слишком «патриотична» что бы показывать её иностранцам -я снимаю парочку баллов. Всё же для мирового проката подошла бы более каноническая, что ли версия знаменитой (только у нас, ибо Флеминг признался, что раньше даже и не слыхивал нечего об авторе «Мёртвых Душ», которым здесь в финале ехидно «подмигивают») повести Гоголя…
Все занятые актёры понравились. Особо выделю конечно же иностранца Флеминга - его картограф Грин вышел забавным и харизматичным, местами даже напоминал финна из поминавшихся «Особенностей…». А так же Ольгу Зайцеву, что была панночкой. Не чего не скажешь -очень красива и сексуальна, особенно в сцене на пруду (думаю все мужики со мной согласятся). Ну и Пан Сотник из Юрия Цурило вышел замечательный (хоть и смешной временами). Пожалуй припомню ещё Холяву и Горобца -хоть они персонажи и эпизодические, и особой роли не играющие -всё ровно получились книжными, настоящими бурсаками. Ну и конечно дядька Явтух, в исполнении покинувшего нас Валерия Золотухина — пусть и не тот суровый казак, что был у Гоголя, но этот фильм нуждался именно в таком персонаже…
Саундтрек фильма мрачный и что называется «триллерный», а операторская работа Владимира Смутны и Ярослава Пилунского заставляет подозревать, что снимал какой не будь, набивший руку на «страшилках» иностранец. Спецэффекты на самом высоком уровне, и в нескольких эпизодах заставят вздрогнуть или как минимум поёжится, и это так же не может не радовать.
|