С первых кадров возникает знакомое многим ощущение, которое бывает, когда стоишь над пропастью и нечто иррациональное и необъяснимое тянет сделать шаг вперед. Но длится это всего мгновение, дальше благоразумие и инстинкт самосохранения берут над странным позывом верх. С героями фильма все происходит по-другому, ведь в системе координат, в которую все они заключены, единственный путь ведет к саморазрушению, и наблюдать за показанным моральным падением одновременно мучительно, жутко и увлекательно.
В башне из бетона, которая становится могилой для жильцов, в прямом и переносном смысле, вроде бы есть выход, но покинуть ее не так просто.
Борьба за материальные потребности, жажда власти, похоть, ненависть, зависть, страх порождают в стенах здания подобие гражданской войны между верхами и низами, при этом главный герой, доктор Лэнг, остается посередине между враждующими и может показаться сторонним наблюдателем, в чем-то лучше тех, кого засасывает воронка, но его грустные глаза и меланхоличное спокойствие вводят в заблуждение. Он, как и многие другие, играет свою роль в хаосе и наслаждается разрушением мира, заключенным которого оказался.
Каждый из героев фильма достоин внимания, здесь нет случайных персонажей, каждый дополняет мозаику и воплощает собой разного рода пороки. Гротеск в изображении характеров использован ровно настолько, чтобы происходящее на экране было обманчиво похоже на реальность, но абсурдно и в чем-то даже комично. Женщина на сносях, курящая не переставая, ее муж, без стеснения ухлестывающий за местной «дивой», которая ведет слишком уж свободный образ жизни абсолютно в духе 70-х на глазах у маленького сына, семейные с кучей детей с нижних этажей и богема с верхних, борющиеся за место в бассейне, вечеринки сутками напролет, алкоголь, секс, наркотики и загадочный архитектор — «отец» высотки, взирающий на все это с высоты созданного собственноручно рая на крыше, доступ в который имеют только избранные, но это ненадолго.
Вместе с самоубийством одного из представителей «золотой молодежи», спровоцированным Лэнгом, запускается механизм разрушения, шаг в пропасть сделан.
Устроенная «нижними» революция не приносит никаких результатов, кроме уничтожения всего, в том числе человеческого лица жителей небоскреба, которое, надо сказать, скрывает лишь животные инстинкты, и тем, кто еще продолжает существование в бетонных стенах, не остается ничего, кроме как кричать «SOS», но никто не ответит. А пока строится новая высотка.
«High-Rise» — классическая антиутопия, идеи которой ясны и очевидны. Внимание привлекает форма, в которую они заключены. Безнадежность, порочность, жестокость редко удается изобразить так ярко и убедительно. Негатив в картине настолько концентрирован, что посещает желание закрыть глаза, чтобы на какое-то время отключиться от происходящего безумия. При этом в хаосе повествования есть своеобразная красота, как есть она, к примеру, в извержении вулкана.
|