Итак, как это очевидно, «Звездная карта» — отнюдь не карта звездного неба, а обильно продаваемый в Лос-Анжелесе путеводитель по адресам домов знаменитостей. Домов здесь представлено только два, но зато каких колоритных — в первом живет стареющая актриса Гавана Сегранд (феерическая роль Джулианны Мур), которая жаждет сыграть в римейке роль своей знаменитой матери, погибшей при пожаре звезды Голливуда Клэрис Таггарт (Сара Гадон), но психика Гаваны надломлена с детства из-за инцестуальной связи с Клэрис. Второй дом — это семья голливудского психоаналитика Стаффорда Вайсса (Джон Кьюсак), который занимается лечением Гаваны, но в упор не замечает проблем своего 13-летнего сына, который, будучи звездой сериалов, полностью погряз в пороках, цинизме и наркотиках. И эти два дома суждено посетить таинственной Агате (Миа Васиковска), тихой девушке с обожженным лицом, которая попадает в Город Ангелов по протекции Кэрри Фишер, подружившейся с Агатой в «Твиттере». И причины появления девушки в Голливуде носят очень мрачный характер…
Известно, что самый знаменитый режиссер Канады Дэвид Кроненберг обожает патологии, о чем говорят его ранние фильмы ужасов — «Выводок», «Судороги», «Муха», «Видеодром». Затем он решил снимать более серьезное кино, но и оно доказало, что любовь к перверсиям у него никуда не исчезла («Связанные насмерть», «Автокатастрофа», «М. Баттерфляй», «эКзистенЦия», «Паук»). При этом Кроненберг вовсе не заинтересован в пустом эпатаже и смаковании человеческих извращений, он выступает своего рода искусным анатомом, для которого людские пороки оказываются лишь скальпелем, которым он аккуратно вскрывает тела отдельных социальных явлений, не поучая и не занимаясь ненужным морализаторством, а всего лишь демонстрируя истинное лицо морального уродства. Тем не менее, промахи случались и у него, к таковым относится снятый в 2011г. неудачный «Опасный метод», в котором режиссер не смог полностью раскрыться по, казалось бы, стопроцентно «своей» психопатологической теме, а снял пресную и «правильную» разговорщину, запомнившуюся только Венсаном Касселем и творившей хоррор-шоу своей хлопающей челюстью Кирой Найтли, которая тщетно пыталась изобразить буйный невроз. Но на сей раз Кроненберг отыгрался сполна отличной и очень злой сатирой на ненавидимый им лицемерный Голливуд, несмотря на то, что тема эта далеко не нова. Он вовсе не пытается работать тонкими штрихами и нюансами, а порой нарочито рисует жирные линии, откровенно сравнивая работу Фабрики Грез с заводом по переработке отходов человеческой жизнедеятельности — чего стоят монологи юных «дарований» о продаже собственных фекалий за баснословную цену и сцена с какающей Джулианной Мур. Неслучайно лейтмотивом всего фильма выступает стихотворение Поля Элюара «Свобода» — Кроненберг без малейшей скованности, находясь в совершенном творческом просторе и с легкостью высказывается по наболевшим для него темам, устроив циничную и злую порку лицемерных уродцев, погрязших в цинизме, разврате, лжи, прислуживании ложным идеалам, отсутствии моральных принципов в достижении целей (сцена, когда Гавана Сегранд пускается в пляс от радости, что у ее конкурентки утонул маленький сын, и роль теперь достанется ей, говорит сама за себя), и делает это лихо, хлестко и метко. Конечно, попытка выставить Голливуд мрачным и вероломным местом была куда глубже и изящнее предпринята у Дэвида Линча в «Малхолланд Драйв», а Кроненберг лишь доводит историю до легкого гротеска и просто демонстрирует содержимое вскрытой тушки «Фабрики Грез», как всегда, не призывая к морализаторству и попыткам направить на путь истинный, но при этом выносит безжалостный приговор бездушной массовой культуре. Отдельно стоит сказать и об актерах, которые очень уверенно справляются со своими партиями, но Джулианна Мур — это просто настоящее украшение фильма. Играя с неподдельным вдохновением, незаслуженно обходимая «Оскаром» актриса наконец-то смогла с достоинством продемонстрировать свои отменные способности, создав противоречивый, разноплановый образ гаснущей знаменитости, которую наши критики сравнили с падающей звездой, которая неумолимо сгорает, но продолжает мерцать, вонять и шипеть. Каннский кинофестиваль уже оценил по достоинству выдающуюся игру актрисы, наградив ее призом за лучшую женскую роль, теперь очередь за «Золотым Глобусом» и, хочется надеяться, «Оскаром».
Оценка редакции: 8 из 10
|